Истинная киста

Зубная киста — это доброкачественное образование в полости десны. Его можно сравнить с капсулой, расположенной в костной ткани челюсти непосредственно рядом с зубом. Внутри кисты содержится жидкость.
Истинные кисты  — это полость, стенки которой образованы фиброзной тканью, а поверхность выстлана эпителиальными клетками.

Причины кисты зуба

Патология возникает, когда патогенные микроорганизмы попадают в мягкие ткани челюстей через корневой канал. В ответ на присутствие патогена в ткани иммунная система формирует в пораженной области соединительнотканную капсулу, отделяющую источник инфекции от здоровых клеток.
Киста может образоваться под любым зубом, но чаще всего она встречается под зубами мудрости, зубами вблизи гайморовой пазухи и верхними передними резцами. Если опухоль локализуется в верхней челюсти, течение заболевания более интенсивное. В случае кисты 5-6-го зуба возможно воспаление верхнечелюстной пазухи (гайморит).
Зубные кисты могут быть от 1 мм до 3 см в диаметре. Небольшие кисты размером от 1 до 5 мм известны как гранулемы; они обычно не содержат кист и плохо видны на рентгеновских снимках.
Помимо того, что киста становится источником инфекции в организме, она сама может воспалиться и увеличиться, если иммунная система ослаблена. Также возможно развитие фистулы — трубки, соединяющей капсулу с внешней средой. Если капсула разрывается, может произойти заражение крови.
Механизм возникновения кист прост — воспаление вызывается вирусами и бактериями, попадающими в ткани с кровью. Люди с различными стоматологическими проблемами имеют повышенный риск развития кисты — невылеченный кариес, пародонтит, пародонтоз. Люди со сниженным местным иммунитетом полости рта также более восприимчивы, включая пациентов с хронической ангиной, синуситом и другими пятью сенсорными состояниями.
Кроме того, кисты могут быть вызваны следующими причинами:

• Врожденный порок развития челюстного аппарата.
  • Травма.
  • Осложнения, возникающие при лечении зубов.
  • Неправильная установка зубных протезов.
  • Прорезывание зубов мудрости.
  • Проблемы с прорезыванием зубов у детей.

Ослабленная иммунная система, частые простудные заболевания и курение являются дополнительными факторами, влияющими на развитие заболевания.

Симптомы кисты зуба

Сложность диагностики кист заключается в отсутствии симптомов. В некоторых случаях человек может заметить признаки зубной кисты, такие как потемнение эмали, небольшое смещение зуба и дискомфорт при пережевывании твердой пищи, но большинство людей этого не замечают. К тому времени, когда киста зуба начинает болеть, частицы могут вырасти примерно до 1 см в диаметре. С этого момента пациент начинает ощущать другие достаточно явные признаки. Вот симптомы, которые могут проявляться на этой стадии кисты зуба:

• Болезненное и нестерпимое воспаление в этой области.
  • Отек, который может распространиться на лицо.
  • Увеличенные и болезненные лимфатические узлы.
  • Лихорадка.
  • Головная боль — при наличии кисты в верхнечелюстной пазухе.
  • Генерализованная атрофия.

Эти симптомы ни в коем случае нельзя игнорировать, иначе могут возникнуть серьезные последствия, и удаление зуба с кистой — не самый худший вариант. При первых признаках заболевания необходимо обратиться к специалисту.

Виды истинных кист

Стоматологи различают более пяти разновидностей кист — каждая из которых имеет свою причину — и для всех типов методика лечения подбирается индивидуально.

Корневые

Киста, развивающаяся из гранулемы вследствие гибели тканей пульпы. Он возникает в связи с периапикальным воспалением, располагается в апикальной трети зуба и может быть поперечным. Такая киста представляет собой капсулу и может достигать 3 см в размере. Он виден на рентгеновских снимках, протекает бессимптомно, не смещает зуб и не повреждает кость. Киста обычно лечится с помощью эндодонтической терапии или, если она неэффективна, хирургическим вмешательством или удалением.

Фолликулярные

Они развиваются из фолликулярного мешка, в который входит непрорезавшийся зуб. Образование выглядит как капсула и может быть видно на рентгеновских снимках. Такая капсула является «виновником» обширного повреждения зуба и соседних с ним единиц и разрушения корня зуба. Он возникает в месте перехода от эмали к субъединице, вызывает смещение зуба и чаще всего лечится хирургическим удалением.

Кисты прорезывания

Когда зуб прорезывается медленно, появляется фолликулярный мешок, содержащий жидкость. К нему прилагаются.

• Присутствие крови в жидкости кисты вызывает ее посинение.
  • Сильный отек тканей.
  • Разрыв кистозного мешка.

Лечение обычно включает хирургическое удаление, что повышает вероятность прорезывания.

Примордиальные или кератокисты

Она вызвана дегенеративными изменениями в звездчатой сети во время формирования зубного ряда — обычно премоляров или третьих нижних моляров. Эти кисты часто рецидивируют, поэтому их необходимо лечить осторожно, тщательно выскабливать полость и следить за дальнейшим развитием событий, чтобы предотвратить рецидив поражения.

Резидуальные

Киста связана с удалением зуба, в котором произошел патологический процесс. Вокруг корневого канала, оставшегося после процедуры, часто образуются остаточные гранулемы и волдыри. Они хорошо выявляются с помощью рентгена и могут достигать нескольких сантиметров в размере, их можно лечить терапевтическими и хирургическими методами.

Боковые периодонтальные

Киста, этиология которой не совсем ясна, тесно прикреплена к боковой поверхности корня. Пульпа обычно не затрагивается, и лечение заключается в хирургическом удалении зуба (целостность зуба не нарушается). Иссеченная ткань отправляется на анализ, чтобы исключить опухоли железы и другие поражения.

Кальцинирующие ондогенные

Она может возникнуть в любом месте челюсти, но чаще всего встречается в нижней челюсти. Эта киста имеет разнообразные формы и легко просматривается на рентгенограммах. Содержимое мутное, в зависимости от степени кальцификации опухоли. Лечится иссечением или выскабливанием.

Показания к удалению кист

Для того чтобы избавиться от источника инфекции, необходимо удалить кисту. При обнаружении одного или нескольких признаков может быть принято решение о хирургическом вмешательстве.

• Размер кисты превышает 1 см в диаметре.
  • В корневом канале находится штифт или имеется стержневая вкладка.
  • Наличие искусственной коронки.

Если консервативные меры не помогают, можно прибегнуть к хирургическому лечению.

Лечение кисты зуба

Если обнаружена киста, даже на ранних стадиях формирования, необходимо лечение, так как при отсутствии лечения ситуация только ухудшится. Исключением являются кисты при прорезывании зубов у детей, так как они рассасываются самостоятельно.
В настоящее время существует два способа лечения кист — без удаления и с удалением. Лечащий врач примет решение о лечении в зависимости от тяжести ситуации. Иногда кисту можно удалить только при удалении зуба, но чаще врач пытается сохранить зуб.

Лечение без удаления

Если опухоль не превышает 9 мм в диаметре и может быть доступна через канал, кисту можно вылечить, сохранив зубы.
При нехирургическом методе лечения в коронке зуба делается отверстие, через которое извлекается содержимое кисты. Затем корневой канал тщательно дезинфицируется и устанавливается временная пломба, которая затем заменяется постоянной. Промежуток времени между временной и постоянной пломбой может достигать нескольких месяцев. Этот метод предпочтительнее, поскольку любая хирургическая процедура предполагает разрезание десны, а такие раны трудно и долго заживают.

Хирургическое лечение

Наиболее распространенный метод удаления кисты — хирургический, с сохранением всего зуба или его части. Операция проводится под местной анестезией и лишь в некоторых случаях под общим наркозом.
Существует три основных вида хирургического лечения кисты зуба.

1. Цистэктомия. Этот вариант самый мягкий, но достаточно сложный, поэтому необходимо найти опытного стоматолога-хирурга. После первичного лечения корневого канала делается разрез в десневой ткани и выпиливается отверстие в челюстной кости, через которое извлекается киста и часть корня зуба.
  2. Гемисекция. Эта процедура является более сложной и более инвазивной и проводится в тех случаях, когда цистэктомия невозможна. Принцип действия тот же, с той лишь разницей, что помимо корня вместе с кистой удаляется и часть коронки зуба. В результате оставшаяся часть зуба становится неспособной выполнять свою функцию.
  3. Цистотомия. Это самая простая процедура, не вызывающая дискомфорта, но с длительным периодом восстановления. Передняя стенка кисты удаляется через разрез в десне, а жидкость внутри аспирируется. Эта процедура применяется в основном при больших опухолях.

Лазерная техника

Самый современный метод удаления кист — лазер, вводимый через трубку. Этот метод имеет ряд преимуществ перед классическим хирургическим лечением, а именно.

• Безболезненно.
  • Стерильно.
  • Возможность полной ретенции зубов.
  • Быстрый и легкий период восстановления.

При использовании лазерной техники после вскрытия зуба и удаления пломбы в канал вводится лазер для удаления опухоли и дезинфекции полости. Затем жидкость и оставшиеся фрагменты тканей удаляются с помощью вакуумного отсоса.
Единственным недостатком этой техники в настоящее время является ее относительно высокая стоимость.

Чем опасны зубные кисты?

Как ни странно, в результате срабатывания защитных механизмов организма кисты под зубами могут со временем привести к серьезным осложнениям. Основные из них следующие.

• Пародонтит: запущенный случай кисты зуба, когда воспаление распространяется от тканей зуба до кости.
  • Воспаление: гнойное воспаление поддесневой и подчелюстной областей челюстей. Осложнения этого типа кисты сопровождаются отеком мягких тканей, в том числе щеки, и сильной болью.
  • Потеря зубов: это может произойти, если кисту не лечить. В этом случае поражение распространяется на соседний зуб (хотя сама киста не является показанием для удаления зуба).

Помимо вышеперечисленного, обострение заболевания может привести к более серьезным последствиям: септическим абсцессам, лимфадениту, остеомиелиту, септицемии и даже переломам челюсти. Поэтому, если у вас диагностирована киста, необходимо незамедлительное лечение.
Важно!
Чем раньше обнаружена киста зуба, тем больше шансов на успешное лечение. Поэтому вместо того, чтобы бороться с последствиями кисты зуба, лучше регулярно посещать стоматолога для профилактических осмотров, чтобы поддерживать здоровье полости рта.

Профилактика кисты зуба

Риск возникновения кист можно снизить с помощью правильной профилактики.

• Посещайте стоматолога дважды в год для осмотра зубов и десен и не откладывайте лечение кариеса или других проблем.
  • Внимание к гигиене зубов и полости рта.
  • Иммунная система поддерживается, чтобы избежать инфекционного заболевания, вызывающего кисту.