Проводниковая анестезия

В нашей клинике успешно применяются различные виды местной анестезии. Но не все являются эффективными при длительных процедурах. Проводниковая анестезия – эффективный способ обезболивания даже в сложных клинических ситуациях.

Особенности и принцип действия проводниковой анестезии

Проводниковая анестезия представляет собой обезболивание местного действия и предполагает введение лекарственного средства в периферическую область нерва, который обеспечивает функционирование данного участка тела. Стоматологи в большинстве случаев применяют проводниковую анестезию для лечения зубов, расположенных на нижней челюсти.

Методика направлена на блокирование импульсов, передаваемых от нервов в мозг. Как только препарат попадает в нерв, чувствительность снижается до минимального уровня. Продолжительность действия анестетика зависит от используемого вещества.

Можно выделить ряд особенностей проводниковой анестезии:

• Инъекция проводится лекарственными препаратами, концентрация которых доходит до 2%. По сравнению с другими методами обезболивания содержание активных веществ находится на высоком уровне.
  • Потеря чувствительности происходит не в месте введения препарата, а в нерве, который расположен на данном участке тела.
  • Проводниковая анестезия имеет минимальное количество осложнений и побочных действий.
  • Метод позволяет контролировать продолжительность обезболивания и область воздействия препарата.

Показания к проводниковой анестезии

• Имплантация.
  • Проведение оперативного вмешательства (удаление кист, гранулем, гнойников и доброкачественных новообразований).
  • Терапия стоматологических заболеваний.
  • Подготовка перед проведением хирургической операции.
  • Удаление зубов или корней.
  • Воспаления в ротовой полости.
  • Проведение профилактических процедур с целью предотвращения пародонтологических заболеваний и кариеса.
  • Невозможность использования общей анестезии.

Противопоказания к проводниковой анестезии

• Плохая свертываемость крови. Эта особенность может привести к возникновению кровотечения.
  • Аллергия на применяемые обезболивающие препараты.
  • Нарушения работы сердечно-сосудистой системы (аритмия, ишемия, тахикардия, пороки сердечных клапанов и др.). Эти патологии не совместимы с адреналином, который может быть использован для сужения сосудов.
  • Наличие воспалений или гнойников в местах введения обезболивающего препарата.
  • Открытые раны, инфекционные воспаления и загрязненные раневые поверхности на конечностях пациента.
  • Детский возраст.
  • Нарушения психики, неустойчивый психоэмоциональный фон пациента.
  • Отказ пациента от использования данного вида анестезии.

Методы введения проводниковой анестезии

Способы введения проводниковой анестезии можно разделить на 2 группы:

1. Внеротовые. Применяются при наличии воспалительных очагов в полости рта. К ним можно отнести:
  • Поднижнечелюстной. Обезболивающий препарат блокирует нижний альвеолярный нерв.
  • Подскуловой. Препарат вводится под край дуги скулы.
  • Мандибулярный. Чувствительность теряет нижнечелюстное отверстие.

После того, как анестетик будет введен в обрабатываемую область, эффект онемения наступает через 15 минут. Продолжительность анестетического действия зависит от типа используемого медикамента.

1. Внутриротовые. К ним относятся:
  • Аподактильный. Выполняется блокирование альвеолярного нерва.
  • Торусальный. Анестетик вводится в нижнечелюстной валик. Чувствительность теряют моляры и премоляры.
  • Туберальный. Анестезия вводится в область моляров, расположенных на верхней челюсти.
  • Подглазничный. Применяется для блокирования чувствительности в передней стенке верхнечелюстной кости, слизистой оболочки и альвеолярного отростка.
  • Нёбный. Обезболивается небо и альвеолярный отросток.
  • Резцовый. Анестетик вводят между верхним клыком и резцом. Немеет твёрдое нёбо, носонёбный нерв и мягкие ткани, окружающие зуб.

При внутриротовом введении препарата эффект наступает спустя 10 минут после инъекции.

Подготовка к проводниковой анестезии

Перед тем, как выполнить операцию под проводниковой анестезией, необходимо пройти стандартное обследование. Особое внимание во время диагностики следует уделить неврологическому состоянию пациента, его психике и поведению.

Перед процедурой специалист простыми доступными словами объяснит о последовательности и способе введения анестезии, а также об ощущениях, которые могут сопровождать пациента во время обезболивания. Кроме того, врач обязательно проверит реакцию больного на препарат-анестетик, чтобы убедиться в отсутствии аллергической реакции.

Врач-анестезиолог должен следовать правилам при введении проводниковой анестезии:

• В первую очередь необходимо обезболить кожные покровы щадящим методом.
  • Игла должна быть зафиксирована в строго определенном месте для того, чтобы анестетик попал в нужную область.
  • Обязательно должна присутствовать парестезия. Она свидетельствует о том, что обезболивание проведено правильно, и чувствительность снизилась.
  • Препараты должны вводиться по частям с аспирационными пробами для предупреждения их попадания в кровоток.
  • Во время анестезии необходимо непрерывно контролировать артериальное давление и пульс пациента.
  • Кабинет, в котором проводится процедура, должен быть оснащен всеми необходимыми приборами для проведения обезболивания, а также средствами реанимации и лечения возможных осложнений.

Этапы введения проводниковой анестезии

1. Консультативный прием, во время которого специалист определяет наличие хронических заболеваний, оценивает результаты анализов, которые могут стать противопоказаниями к обезболиванию.
  2. Обнаружение нервных окончаний, которые необходимо обезболить.
  3. Дезинфекция области прокола кожи специальным раствором.
  4. Введение анестетика в определенные зоны. При этом соблюдается скорость введения обезболивающего средства и контролируется объем вводимого вещества.
  5. Наблюдение за пациентом после обезболивания.
  6. Перед началом оперативного вмешательства больному задаются контрольные вопросы для определения уровня чувствительности.

Длительность обезболивающего эффекта зависит от используемого препарата и его дозировки. Современные обезболивающие средства сохраняют эффект до 40-60 минут.

Используемые препараты

Успех проводниковой анестезии зависит не только от техники проведения, но и от используемых лекарственных средств. Для данной методики обезболивания применяют следующие медикаменты:

1. Растворы Артикаинового ряда. Обладают длительным сроком действия и высокой эффективностью. К ним относятся:
  • Ультракаин.
  • Септанест.
  • Убистезин.
  1. Лидокаин. Является высокоэффективным анестетиком и при этом содержит минимльное количество токсичных веществ.
  2. Меливакаин. Продолжительность действия данного препарата составляет около 40 минут. Меливакаин не имеет противопоказаний к применению.
  3. Новокаин. Это, пожалуй, самое часто применяемое средство. Оно отличается малой токсичностью и быстрой гидролизацией в организме.

Преимущества и недостатки проводниковой анестезии

Преимущества:

• Препарат можно ввести вне оперируемого участка.
  • Анестезия отличается длительным эффектом. Специалист может осуществлять контроль продолжительности действия медикамента.
  • Для достижения необходимого эффекта достаточно малых доз обезболивающих препаратов.
  • Отсутствует деформация мягких тканей в оперируемой области.
  • При воздействии проводниковой анестезии снижается активность слюноотделения.
  • Методика является безопасной, поэтому может быть использована с 12 лет, а также в некоторых случаях у беременных и кормящих женщин.
  • Стоимость процедуры является доступной.

Недостатки:

• Для того, чтобы анестезия прошла без осложнений, специалист должен обладать определенными навыками и достаточным опытом.
  • Высока вероятность попадания анестетика в кровеносный сосуд.
  • Ограничение применения по возрасту (только с 12 лет).
  • Риск травмирования нервов или сосудов.

Возможные осложнения

В практике специалистов клиники «Мир стоматологии» тяжелые осложнения после проводниковой анестезии возникают в исключительно редких случаях. К негативным эффектам относятся нейропатия и неадекватная реакция организма на вводимый препарат. К осложнениям, которые являются нормальными и проходят самостоятельно, относятся:

• Слабость в мышцах.
  • Эффект мурашек.
  • Частичная потеря чувствительности.

Вышеперечисленные симптомы бесследно исчезают максимум через месяц после процедуры. Поврежденные нервы полностью восстанавливаются.