Лечение пульпита временного зуба

К сожалению, большинство родителей уверены в том, что молочным зубам не требуется тщательная гигиена. И связывают они это с тем, что временные единицы все равно выпадут и сменятся постоянными. Однако, это мнение является в корне неверным. Дело в том, что пренебрежение гигиеной молочных зубов приводит к таким стоматологическим заболеваниям, как кариес и пульпит, а также проблемам с постоянными единицами в будущем. Поэтому при прорезывании временных зубов необходимо обеспечить их гигиену на максимально возможном уровне и регулярно посещать детского стоматолога. Специалисты высшего уровня готовы принять Вас и Вашего ребенка в клинике «Мир стоматологии» и провести осмотр в условиях абсолютного комфорта.

Причины заболевания

Пульпитом называют воспалительный процесс в мягких тканях пульпы, которая расположена под дентином. Родители не задумываются о возможности развития данного заболевания у детей, так как думают, что этого не может быть. Однако, у детей пульпит встречается намного чаще, чем у взрослых, и это обусловлено рядом причин:

• Кариес в запущенной стадии.
  • Травма зуба. Она может быть острой и хронической. Острая травма представляет собой откол части зуба с обнажением пульпы или перелом корня зуба и др. Хроническая травма проявляется в патологической стираемости зубов или например при завышении пломбы во время лечения кариеса.
  • Травма челюсти.
  • Врачебные ошибки во время проведения стоматологического лечения.
  • Пломбировочный состав, обладающий токсическим воздействием.
  • Применение сильных антисептических растворов при лечении кариеса.
  • Инфекционные воспаления.
  • Слишком тонкая эмаль, которая подвержена воздействию негативных факторов.
  • Низкая минерализация зубов.
  • Расширенные зубные каналы.
  • Слабый иммунитет. У детей он часто ослаблен, так как еще не сформирован.
  • Недостаточная гигиена зубов.
  • Слишком сильный нагрев пульпы при лечении зубов.
  • Пересушивание зубных тканей.
  • Чрезмерное давление, оказанное на зуб, например, при снятии слепков или препарировании.

Молочные зубы намного слабее, чем постоянные. Поэтому они в большей степени подвержены различным заболеваниям, в том числе и пульпиту.

Симптомы пульпита зуба

В зависимости от стадии развития пульпита симптомы заболевания отличаются:

1. Острый пульпит:
  • Сильная боль, возникающая произвольно и неожиданно, особенно в ночное время. Также болевые ощущения могут появляться при употреблении горячей или холодной пищи. В этом случае боль носит продолжительный характер и не уходит после устранения раздражителя. Неприятные ощущения могут локализоваться в височную область, в ухо и зубы, расположенные рядом с больной единицей.
  1. Гнойный пульпит:
  • Боль усиливается при приеме горячей пищи и стихает при употреблении холодных продуктов.
  1. Хронический пульпит:
  • Симптомы заболевания могут отсутствовать.
  • Могут присутствовать болевые ощущения, имеющие ноющий характер и исчезающие через некоторое время.
  • Наличие глубокой кариозной полости, в которую попадает пища. Это также вызывает болезненные ощущения.

Следует знать, что острый пульпит у детей очень быстро переходит в хронический за счет физиологических особенностей зубных тканей.

Диагностика пульпита

Перед тем, как правильно поставить диагноз, специалист назначает ряд исследований и проведет необходимые манипуляции:

1. Опрос. Доктор собирает анамнез заболевания, устанавливая:
  • Характер болевых ощущений. Они могут быть постоянными, ноющими, возникающими только в ночное время и т.д.
  • Реакцию зуба на температурные перепады (сохраняется ли боль после устранения температурного воздействия или остается).
  • Факт самопроизвольного исчезновения боли.
  • Продолжительность болевых ощущений и примерное время их первого возникновения.
  1. Визуальный осмотр с целью выявить:
  • Общее состояние здоровья ротовой полости.
  • Наличие или отсутствие кариозной полости в больном зубе.
  • Цвет зубной единицы.
  • Уровень блеска зубной эмали.
  • Наличие пломбы на зубе.
  • Состояние десны вокруг болезненного зуба.
  1. Зондирование. Выполняется для:
  • Оценки состояния твердых тканей зубной единицы.
  • Оценки уровня размягчения тканей дентина в случае наличия кариозной полости.
  • Определения вскрытия полости зуба.
  • Определения наличия боли при выполнении зондирования.
  • Оценки глубины поддесневых карманов.
  • Оценки прилегания пломбы, если она была установлена ранее.
  1. Перкуссия. Данная процедура выполняется для определения стадии пульпита. При хроническом пульпите перкуссия обычно не вызывает боли, при остром – является болезненной.
  2. Реакция на температурные раздражители. При воспалении пульпы зуб будет реагировать на холод и жар. При этом после удаления температурного раздражителя боль не проходит.
  3. Метод ЭОД (электроодонтодиагностика). Данная диагностическая процедура заключается в измерении электровозбудимости пульпы специальным аппаратом. При наличии заболевания показатели варьируются в пределах от 16 до 60 мкА.
  4. Рентгенография. Рентгенографический снимок позволяет:
  • Обнаружить скрытую кариозную полость.
  • Обнаружить сообщение кариозной полости с полостью зуба.
  • Оценить качество прилегания пломбы, если она есть.
  • Наблюдать расширение периодонтальной щели, расположенной в области корней зубов.

Методы терапии

Радикальные методы лечения пульпита

1. Девитальная ампутация.

Даная методика не предполагает применения каких-либо стоматологических инструментов, поэтому не пугает детей. Лечение по данному методу проходит в 3-4 сеанса. Терапия заключается в следующем:

• Зубной нерв вскрывают.
  • На пульпу наносят специальную пасту, которая делает нерв мертвым.
  • В зубной канал вводят резорцин-формалиновую смесь и пасту, которая предотвращает разложение пульпы.
  • Зуб пломбируется.

Недостаток данной методики лечения заключается в том, что специалист применяет сильнодействующие и токсичные пасты.

1. Витальная/девитальная экстирпация.

Экстирпация — это полное извлечение пульпы. Процедура требует 2-3 сеансов терапии. При витальной экстирпации зубной нерв сразу же извлекают из зубного канала. При девитальной экстирпации перед удалением пульпы используют  специальную пасту для умерщвления нерва. После извлечения пульпы каналы зуба обрабатывают антисептиком и пломбируют специальной пастой, имеющей противовоспалительное действие. При прорезывании коренного зуба пломба удалится естественным образом.

1. Витальная ампутация.

Методика предполагает частичное удаление коронковой части пульпы и сохранение корневой пульпы путем помещения на нее специального лекарственного средства.

Консервативная методика

Консервативный метод направлен на сохранение пульпы. При этом зуб остается «живым». Процедура происходит следующим образом:

• Проводится обезболивание.
  • Выполняется очищение кариозной полости.
  • На обнаженный нерв наносят лечебную пасту, которая должна пробыть там несколько дней.
  • После того, как боль исчезает, на зуб устанавливается пломба.

Что будет, если не лечить пульпит

Если не вылечить пульпит своевременно или вовсе не проводить терапию, то можно наблюдать воспаление тканей периодонтита. Далее разовьется периодонтит, который может вызвать периостит, остеомиелит и других опасных болезней воспалительного характера.

Осложнения во время и после лечения пульпита

В процессе проведения лечения пульпита и после него могут возникнуть осложнения. Рассмотрим самые частые из них:

• Поломка стоматологического инструмента внутри зубного канала. Такая ситуация может возникнуть в случае, если зубной канал имеет сложное анатомическое строение. В таких ситуациях проводят процедуру по извлечению инструмента.
  • Перфорация дна или стенок зуба. Причиной данного осложнения в большинстве случаев является низкая минерализация зубных тканей. В таких ситуациях выполняют закрытие отверстия специальным материалом. Но в некоторых случаях все же приходится удалять зуб.
  • Периодонтит. Причин у данного осложнения достаточно много. Среди них можно выделить: неправильное диагностирование заболевания; неверный метод лечения; наложение пломбировочного материала таким образом, что он выходит за верхушку апекса.

Профилактика пульпита у детей

Очень важно проводить профилактику стоматологических заболеваний у детей. Если запустить такую болезнь, как пульпит, то можно столкнуться с такими недугами, как некроз пульпы, заболевания периодонта и др. Поэтому при первых признаках заболевания или наличии дискомфортных и болевых ощущений у ребенка, следует немедленно обратиться к специалисту.

1. Для профилактики любых заболеваний ротовой полости рекомендуется посещать стоматолога один раз в полгода.
  2. Необходимо вовремя проводить лечение кариеса, а также некариозных поражений зубов и пародонтологических болезней.
  3. Соблюдать регулярную и тщательную гигиену ротовой полости:
  • Чистить молочные зубы хотя бы на ночь, а лучше 2 раза в день.
  • Полоскать рот или использовать жевательную резинку после каждого приема пищи.
  • Научить ребенка пользоваться зубной нитью.
  • Заменять зубную щетку раз в 3-4 месяца.
  1. Питание ребенка должно быть сбалансированным. Необходимо есть меньше сладкой пищи или же чистить зубы после каждого ее употребления. Обязательно кушать овощи, фрукты и другие продукты, насыщенные полезными веществами и микроэлементами.

Также эффективной мерой профилактики считается герметизация фиссур. Это процедура по заполнению естественных бороздок и углублений на поверхности зубов, в которых скапливается налет и развивается кариес.

Пройти лечение и выполнить профилактику заболеваний зубов у детей можно в клинике «Мир стоматологии».