Герметизация фиссур детская

Из-за малой толщины зубной эмали детские зубы являются чувствительными и подверженными риску образования кариеса. В детском возрасте достаточно сложно обеспечить правильную гигиену полости рта. При этом на жевательных зубах имеются фиссуры – естественные впадины и бороздки, в которых остаются частички пищи. Убрать налет из фиссур очень сложно, поэтому детям, у которых присутствует такая особенность зубной эмали, рекомендуется провести герметизацию впадин. Качественно выполняют эту процедуру специалисты клиники «Мир стоматологии».

Особенности процедуры

Герметизация фиссур представляет собой эффективную процедуру, которую проводят в стоматологическом кабинете. Основной целью герметизации является предотвращение развития кариеса. В процессе процедуры поверхность зуба покрывается специальным герметиком, который заполняет все углубления и создает защитный барьер для патогенных бактерий. В итоге, на эмали не развивается кариес, и зубки ребенка остаются целыми. Силант, используемый в качестве герметика, позволяет зубам развиваться и расти здоровыми, а также полноценно обогащаться необходимыми микроэлементами.

Показания к герметизации фиссур у детей

Процедура проводится в следующих случаях:

• Наличие углублений и часто расположенных бороздок на зубах.
  • Зубы, не пораженные кариесом.
  • Возраст ребенка до 16 лет. До этого периода еще происходит минерализация зубной эмали, она содержит мало кальция и фтора.
  • Слишком тонкая эмаль.
  • Неправильная форма природных бороздок на зубах.
  • Нарушения расположения зубных единиц в ряду.
  • Недостаточная гигиена полости рта.

Назначить процедуру может только специалист после проведения осмотра зубов ребенка. Не всегда герметизация фиссур является возможной и целесообразной. Провести процедуру лучше сразу же после прорезывания зубов, чтобы быть увереными в отсутствии риска развития кариеса. При этом герметизация выполняется в несколько этапов по мере появления зубов или смены молочных единиц на постоянные.

В каких случаях герметизация фиссур будет бесполезной?

Специалист откажет в проведении процедуры в следующих случаях:

• Слишком большая ширина бороздок на зубах. В этом случае достаточно регулярной гигиены.
  • Бороздки открыты и способны самоочищаться.
  • Присутствует боковой кариес, который затрагивает большую площадь коронковой части зуба и требует лечения.
  • Не до конца прорезавшийся зуб.
  • Повышенное слюноотделение, которое не устраняется стоматологическими методами.
  • Отсутствие кариозных поражений на зубах более четырех лет. В данном случае нет риска развития кариеса.
  • Аллергическая реакция на материалы, используемые в процессе герметизации.

Методы герметизации фиссур у детей

Лучший способ запечатывания стоматолог порекомендует после осмотра ротовой полости. Герметизация может быть выполнена одним из двух методов:

1. Не инвазивным – без воздействия на ткани зуба. Предполагается только покрытие зуба герметиком. Не инвазивная методика может использоваться как для постоянных, так и для молочных единиц. Главное условие для применения этого способа запечатывания фиссур – их простое строение и отсутствие кариеса.
  2. Инвазивным – перед герметизацией специалист расширяет фиссуры, вскрывая их бормашиной. Данная методика назначается тем пациентам, у которых бороздки имеют сложную форму или расположены под жевательными бугорками. Стоматолог также должен убедиться в том, что на дне фиссур нет кариозных поражений. Для этого визуального осмотра может быть недостаточно. Для определения целостности и глубины углублений, присутствия или отсутствия кариеса могут быть назначены дополнительные диагностические исследования:
  • Рентгенография;
  • Люминесценция лазером;
  • Фототермическая радиометрия.

Тщательное обследование поможет врачу определить степень необходимости проведения процедуры и выбрать оптимальный метод терапии.

Используемые материалы

Для закрытия углублений используется 2 вида специальных стоматологических герметиков:

1. Силант. Материал представляет собой композитную низковязкую смолу, которая не продаётся воздействию влаги и ферментов, содержащихся в слюне. Силант является светоотверждаемым материалом и обладает высокой текучестью. Благодаря своим свойствам состав проникает глубоко в фиссуры и надёжно запечатывает их. Достоинством материала является способность укреплять зубную эмаль за счет содержания фтора.
  2. Стеклоиномер. Это стоматологический цемент, который используется для пломбирования зубов и фиксации ортопедических изделий. Он широко применяется специалистами и пользуется большей популярностью, чем силант благодаря высоким сцепным свойствам, биологической совместимости и низкой упругости и эластичности. Кроме того, стоматологический цемент насыщает зубную эмаль минеральными веществами благодаря содержанию в составе ионов фтора, кальция, алюминия и стронция. Недостатком этого материала является маленький сок службы по сравнению со смолой.

Герметики могут иметь цвет или быть прозрачными. Последние выглядят более эстетично и применяются, если есть риск развития кариеса после герметизации. Это связано с тем, что прозрачность материала позволяет вовремя заметить начало развития патологии и вылечить ее. Однако, цветной герметик применяется чаще, так как родителям проще отследить его целостность и вовремя выполнить замену. Также цветные материалы для герметизации более удобны для стоматологов, так как упрощают процесс нанесения и делают его более точным.

Также герметики могут отличаться по консистенции. Для фиссур, имеющих большую глубину, используют материалы с высокой степенью текучести. Если же углубления небольшие, то применяют более плотные герметики.

Срок службы герметика в среднем составляет 5-7 лет. На протяжении использования материала следует один раз в полгода посещать стоматолога для профилактических остров с целью предупредить развитие стоматологических заболеваний и отследить целостность герметика.

Популярными марками стоматологических герметиков являются:

• «Фиссурит». Светоотверждаемый материал, который бывает обычным белым, прозрачным и белым с фтором. Отличается высокой текучестью, стабильной структурой и высоким уровнем сцепления с зубной эмалью.
  • «Фиссулайт». Это светоотверждаемый однокомпонентный композит, который имеет низкую вязкость. Достоинством данного герметика является устойчивость к износу и предотвращение развития кариеса за счет содержания фтора. Материал бывает белым и прозрачным. Белый имеет 6 оттенков.
  • «UltraSeal XT». Современная версия силанта. Обладает повышенной текучестью и содержит компонент, выделяющий фтор. Рекомендуется пациентам с пониженной резистентностью зубных тканей к кариесу, при наличии большого количества кариозных поражений, низкой минерализации эмали, глубоких фиссурах и предстоящем исправлении прикуса.

Все герметики имеют в комплекте компактный шприц для удобного нанесения материала.

Этапы процедуры

Не инвазивная герметизация

1. Профессиональная гигиена полости рта с применением циркуляционной щетки и абразивной пасты. Иногда проводится чистка зубов ультразвуком.
  2. После гигиены зубы обрабатываются антисептическим раствором и тщательно высушиваются.
  3. На сухие зубы наносится средство, содержащее ортофосфорную кислоту. Это необходимо для лучшего сцепления герметика с зубной эмалью. Через определённое время средство смывается и зубы снова просушиваются.
  4. Наносится герметик и распределяется специальным инструментом по фиссуре.
  5. На герметик воздействуют светополимеризационной лампой.
  6. После отверждения материал шлифуется и полируется.
  7. По окончании процедуры стоматолог проверяет качество смыкания зубов специальной бумагой.

На герметизацию одного зуба не инвазивным методом уходит примерно 15 мин.

Инвазивная герметизация

1. Профессиональная чистка.
  2. Если в фиссурах есть кариес, то проводится местное обезболивание.
  3. Специалист расширяет бороздки с помощью бора путем их препарирования.
  4. Удаление тканей зуба, пораженных кариесом, и их дезинфекция.
  5. Нанесение на зубы светоотверждаемого пломбировочного материала. Воздействие на него лампой.
  6. Шлифовка и промывание зубов. Их тщательная просушка.
  7. Нанесение герметика. Его высушивание.
  8. Шлифовка и полировка зубов, проверка качества выполненной работы.

В данном случае на обработку одного зуба требуется около 30 минут.

Рекомендации после процедуры

Для того, чтобы герметик прослужил как можно дольше, следует придерживаться рекомендаций по уходу:

• В первые 3-4 часа после нанесения герметика необходимо отказаться от приема пищи, чтобы не нарушить целостность материала.
  • Первые двое суток не употреблять твердую пищу также, чтобы не повредить герметик.
  • Проводить гигиену с помощью мягкой зубной щетки и паст без абразивных частиц.
  • Не использовать электрическую зубную щетку. Это связано с тем, что высокая скорость вращения щетинок негативно отражается на структуре герметика.
  • Во время чистки зубов не нужно слишком сильно давить на жевательную поверхность зубов.

Соблюдение этих рекомендаций обеспечивает целостность герметика на протяжении 5-7 лет.

Преимущества и недостатки герметизации фиссур у детей

Преимущества:

• Эффективная защита твердых тканей зубов от кариозных поражений
  • Насыщение зубных единиц минеральными веществами и необходимыми микроэлементами, которые способствуют здоровому росту.
  • Увеличение прочности зубной эмали.
  • Доступная стоимость процедуры.
  • Безопасность процедуры и легкая переносимость материалов для герметизации детьми.
  • Безболезненность процедуры и отсутствие необходимости проведения анестезии в случае не инвазивной методики герметизации.

Недостатки:

• Вероятность нарушения прикуса при недостаточной шлифовке герметика.
  • Необходимость докладывания материала через 1,5-2 года.
  • Вероятность угнетения роста зубов.

Пройти процедуру герметизации фиссур можно у опытных специалистов клиники «Мир стоматологии». Записаться на прием можно по телефону, указанному на главной странице нашего сайта.